CPR_0001

Кипр

Вот мы и побывали на острове любви, Афродиты…. Поскольку в детстве я очень увлекалась мифами Древней Греции и картинами с мифологическими сюжетами Эрмитажа, составляя генеалогическое древо богов, выясняя кто чей сын и брат, то простите мне, что рассказ, да и сама поездка была насквозь пронизана этой темой. Постараюсь не очень утомить.

Добиралались до Кипра мы разными путями. Миша уехал на день раньше в Москву, т.к. ему надо было зарегистрироваться в фирме, а я уезжала в субботу, чтобы прибыть утром в воскресенье на вокзал, а оттуда в 13.00 самолетом на Кипр. Что это будет за поездка и каким образом будет организован мой досуг, я боялась даже думать, т.к. Миша заселялся в отель Coral Beach с пятью звездами, а я в CPR_0002Cynthiana beach с тремя, что как нам говорилось, всего в 2.5-3 км от него. Самый ближайший к нему отель…. СПАСИБО за открытие мобильной связи! Без нее наш отдых был бы просто невозможен!
Приземлившись в Ларнаке и найдя автобус, который осуществлял трансфер до отеля, я получаю sms, что Миша уже приземлился в Пафосе. Доехав до Лимассола, нас – троих пассажиров – сгружают на легковушку, и мы едем до Пафоса. От Лимассола до Пафоса ехать было часа полтора по автостраде, и первое впечатление от Кипра было не из приятных. CPRМестность холмистая, высохшая, без какой бы то ни было растительности, кучи мусора и полиэтилена, зарытого по слоям в эти холмы, брошенные корпуса машин и замороженные небольшие стройки, оставленные хибары – в общем, “Сталкер” в жизни. Все это увиденное вдавило меня в заднее сиденье автомашины, и я ехала молча. Но как только начались жилища людей – это был рай на земле: безумие цветов, пальм, агав, кактусов. Это был Пафос.
Здесь и далее будут рассказаны мифы Греции так, как их расказывали гиды Кипра, хотя версий много и кто-то может не согласиться..

Пигмалион – легендарный скульптор, царь Кипра, ненавидел женщин. Создал скульптуру женщины, над которой думал поизмываться (совершенно неожиданная интерпретация легенды, поскольку женщины на Кипре священны), а потом взял и влюбился в созданное им творение и назвал ее Галатеей и однажды в храме Афродиты просил богиню послать ему возлюбленную, столь же прекрасную. И тогда Афродита, вняв мольбам Пигмалиона, оживила статую. Галатея родила Пигмалиону дочь Пафос, именем которой и был назван город, центр культа Афродиты.

CPR_0004Где располагался мой отель, шофер не знал и мы его благополучно проехали и пришлось возвращаться. Но благодаря этому я узнала дорогу к Мишиному отелю и поняла, что никакие это не 3 км, а все 8… Вечером, заселившись по гостиницам и сговорившись по смскам, мы решаем двигаться друг навстречу другу. Сначала дорога была веселая (темнеет там рано и поэтому по краям дороги зажигают фонари), но вот, когда кончились таверны и маленькие магазинчики я оказалась на темном шоссе, вдоль берега моря. Машины мчались одна за другой и тут-то я впервые испугалась: а вдруг кто-то остановиться, а у меня с собой и все деньги, и обратный билет, и паспорт. Схватившись за мобильник я позвонила Мише… После непродолжительных криков и воплей (долго кричать в мобильник на Кипре слишком дорого) “Идем, идем…”, – все равно решаем мы. Часов в 10 вечера состоялась знаменитая встреча на Эльбе и мы решаем ночевать у меня, благо поселели меня очень даже удачно, вход в номер был не через ресипшн (приходи, кто хочешь), хотя и с видом на море. Надо сказать, что мысль, что мы делаем что-то непозволительное преследовала первые дни. Наверно, это отзвуки советских гостиниц, где коридорная внимательно всматривалась в каждого, кто был приведен в номер со стороны. Ночь на третью, когда пол-первого раздался стук в дверь мы так и подумали, что пришла полиция нравов. Первой реакцией, ничего не соображая (день был очень насыщенный и мы спали без задних ног) был мой вопрос “Who is this?”, второй, уже по-русски “Кого там черт принес?” и только после этого я стала соображать, что нужно что-то надеть на себя и выйти посмотреть, кто же там такой. Миша попытался быстро одеться и сигануть с балкона, с тапками подмышкой, но в последний момент передумал. Наверно, решил разыграть ревнивого мужа, который проверяет свою жену: “А с кем это она проводит ночи?” Открыв дверь, я не обнаружила никого, наверно, ошиблись номером. Но сон был испорчен, и мы решили заесть неизвестный зеленый фрукт (в дальнейшем он оказался свежим инжиром), который был приобретен накануне. Когда же его пробовать как не ночью? Утром-то опять экскурсия.
Когда я, находясь в Питере, читала о местонахождении моего отеля, а это было приблизительно так: “…Отель располагается на берегу моря в спокойном уединенном местечке. CPR_0003В одном из самых красивых мест региона, в окружении банановых плантаций…“, мое воображение рисовало банановые рощи с деревьями высотой, ну если не в четыре раза выше меня, то в два-три точно (как у нас в Ботаничке). Каково же было мое удивление, что банановые деревья совсем не великанистые, каковыми я себе их представляла…
Первый день был первым ленивым днем отдыха, когда никуда торопиться не надо – ну это для меня, а Миша поехал на первый день семинара. Часам к четырем я должна была быть у него в отеле. CPR_0005В первый ужин у них был организован греческий вечер с греческой кухней и танцами. Разгоряченные ужином и сертаки и охладившись в бассейне, нам предстояла обратная дорога. Автобусы ходили до 11 часов, так что мы благополучно добрались до моего отеля, ужаснувшись какой путь проделали мы накануне в темноте.
Что смотреть на Кипре, мы знали заранее, вооружившись путеводителями, брошюрами, которыми Мишу снабдила подружка из Москвы (Привет тезка и Спасибо!). Но вот и в первый и во второй день пребывания на Кипре мы были без экскурсий, хотя в этом тоже была своя прелесть: море, солнце, фрукты.. что еще надо жителю блокадного Ленинграда, где ни первого, ни второго, ни третьего.

CPR_0006На среду подбирается веселая компания из Мишиных коллег и решаем ехать в Лимассол в аквапарк Fasouri. Накануне на ресипшене узнаем, как туда добраться своим ходом, выясняется – без проблем – 15 автобус до нижнего Пафоса, а оттуда до Лимассола каждый час – автобус. На самом деле все было далеко не так, номер автобуса – другой, да и в Лимассол ездил один автобус в день, аж в 8 утра, при любом раскладе мы на него не успевали. Ну да и ладно… Добравшись до Нижнего Пафоса, на автобусной стоянке мы знакомимся с местным жителем: то ли греческий грузин, то ли грузинский грек (не помню), вообщем, по-русски говорит, т.к. учился в грузинской школе еще в СССР. Вид у него был не внушающий никакого доверия: молодой, бритый наголо, в золотых цепях, да еще и звать Моисеем. Когда узнали, как его зовут первый вопрос, который был ему задан: “А не собирается ли он нас везти 40 лет до аквапарка, как водил его тезка израильтян по пустыне?” Вот так с шутками, прибаутками, мы добрались до аквапарка, где превратились в настоящих детей. Водные горки под названием “Камикадзе”,”Воронка”, “Черные дыры” и другие были встречены на ура, хотя сердце замирало от страха, ужаса и восторга, как в детстве.По технике безопасности (Вовка Ободов! Привет!) для успешного прохождения аттракциона руки складываютя за головой, а ноги крест накрест. Так вот, когда я летела в воронку, то была так напряжена в этой позе и сосредоточена, что уже оказавшись под водой, я только через некоторое время осознала, что надо же расцепить пальцы рук и ног и начать выплывать на поверхность, хорошо, что эта идея пришла мне не слишком поздно…

До пол-четвертого мы успели накупаться и нафотографироваться и к этому времени приехал Моисей, чтобы транспортировать нас до отеля. На обратном пути мы сделали остановку у камня Petra tou Romiou, в этом месте по легенде родилась и вышла из воды Афродита.

CPR_0011Жили-были бог неба Уран и его жена богиня земли Гея. Всех своих детей Уран ненавидел и заточил под землю, не давал выбраться из чрева матери. Стоны томившихся детей причиняли Гее страдания. По ее наущению младший из сыновей, титан Кронос, восстал против отца. Он напал на Урана и серпом лишил его оплодотворяющей силы. Из упавших на землю капель крови изувеченного Урана родились богини мщения Эринии и гиганты, а из пены, образовавшейся при падении в море плоти Урана, вышла Афродита. Народная этимология выводила имя Афродиты из Греческого слово “афрос” – пена. Отсюда и ее прозвище “Пенорожденная”. Сначала Афродита отправилась на Киферу, но этот остров ей не понравился. Тогда она поплыла на Кипр. Отсюда ее прозвище Киприда. Вот у этого-то камня Афродита и вышла из моря. До сих пор примечтальным фактом остается то, что с одной стороны камня образуется морская пена, а с другой – нет.

Затем доехали до Нижнего Пафоса, и там мы с Мишей оставили наших попутчиков, т.к. решили обследовать место раскопок римской виллы, где были найдены великолепносохранившиеся мозаики.Всего-то в недавнем 1962 году крестьяне решили вспахать целину в этом месте и на глубине полутораметров (наши бы так глубоко не пахали) были найдены мозаики, и с тех пор там ведутся раскопки, хотя и не очень активные на наш взгляд. По именам богов и героев, изображенных на мозаиках строения были названы домами Диониса, Орфея…

CPR_0014Дионис – сын Зевса и фиванской царицы Семелы бог виноградарства и виноделия. По коварному совету Геры, ревнивой супруги бога, Семела упросила Зевса предстать перед ней в своем божественном облике. Владыка богов, окруженный сверкающими молниями, явился царице. Семелу охватило пламя, и, умирая, она преждевременно родила сына. Зевс зашил новорожденного к себе в бедро; там Дионис окреп, набрался сил, а затем родился вторично. Гермес, посланник Зевса, передал младенца на воспитание нимфам.

Множество мифологических сюжетов изображено на тех мозаиках, о которых не буду здесь рассказывать, т.к. кто интересуется есть литература, где изложение насыщенней и интересней. Остается только добавить, что если учесть, что это очень древние мозаики (точную дату не помню), то мы прикоснулись к вечности, а эта вечность совершенно беззащитно оставлена на солнце, дожде и ветре и сколько времени она сможет сохраниться, извлеченная из под земли совершенно неизвестно… так что спешите!

На следующий день была намечена бесплатная для нас экскурсия от Мишиной фирмы. Осталось только на нее пробраться. Впуск был по фирменным кепкам или футболкам, а как потом выяснилось еще и по фамилиям. Хорошо, что народа было много (7 автобусов), во всеобщей путанице все уселись в тот автобус, который им был ближе, а не в тот, к которому они были приписаны, да еще и спасибо Мишиным предкам за бесполую фамилию Шарко, которой была я, да тому парню, который улетал в тот день в Москву, фамилией которого назвался Миша (правда он ее постоянно забывал и пришлось ее записать в блокнотик). В общем, где наша не пропадала, побывали мы и на этой экскурсии.
Первая остановка была в Царских гробницах в Пафосе. На самом деле, как сказал гид цари там похоронены не были, а просто военноначальники, но по тому обилию богатства, которое было там найдено, их прозвали Царскими. В этом месте был захоронен Птолемей I, правая рука Александра Македонского, да и последний из его рода Птолемей XIII, родной брат Клеопатры VII, которого она отравила, дабы не мешал править. Сначала это были дома усопших (действительно гробницами), но со временем там стали жить люди со скотом, как в обычных домах. Да и можно их понять: заниматься по такой жаре (28-35 градусов) строительством домов… зачем? Если уже что-то построили до тебя…
Затем была остановка в Катакомбах Святой Соломонии, ещё одно “библейское” место с одноименной подземной церковью, CPR_0018над которой сейчас растет фисташковое дерево, увешанное лентами и платками. Христианка Соломония была преследуема римлянами за свою веру скрывалась в этих катакомбах, да еще и исцеляла глаза страждущим. В глубине Катакомб, куда мне не позволила забраться моя клаустрофобия, находится источник, в котором следует помочить платок, протереть галаза, а потом завязать узелком на святом дереве. Проблемы с глазами остануться на этом дереве. Вид этого дерева, на которое вешают не только красивые вышитые платочки, но и бумажные салфетки, а в основном туалетную бумагу приобретает далеко не эстетичный вид.
Далее мы отправились в купальню Афродиты. Путь наш лежал на полуостров Акамас, в лесах которого охотился на дикого кабана возлюбленный Афродиты Адонис. В так называемой купальне под смоковницей по легенде богиня любви принимала ванны со своим Адонисом. Место довольно уютное, скрытое от глаз, где на редкость прохладная вода.

Гефест – бог огня и кузнечного ремесла, сын Зевса и богини брака Геры, супруг богини любви и красоты Афродиты. По легенде Гефест родился слабым и хромым, и, устыдившись такого сына, Гера сбросила малютку с Олимпа. Гефест упал в море, но не погиб: его нашли нереиды и унесли в свой дворец. Когда Гефест вырос и стал искусным кузнецом, боги признали его равным олимпийцам. Но как и многие боги и богини Афродита помимо своего назначенного мужа имела возлюбленных, как среди богов, так и среди смертных людей. Самым знаменитым ее божественным возлюбленным был бог войны Арес (брат Гефеста). Одним из их детей был чудесный шалун Эрот со своими знаменитыми стрелами любви. Арес ужасно ревновал Афродиту к Адонису, прекрасному юноше киприоту, в которого она влюбилась. Как-то Адонис отправился на охоту. Афродита, зная, что ревнивый Арес готовит ему гибель умоляла его не ходить. Но юноша не внял уговорам богини и был растерзан в лесу вепрем. После своей смерти Адонис оказывается в подземном царстве царя Аида, где в него влюбляется Персефона (жена царя мертвых). Очень уж горевала Афродита по Адонису и просила Зевса вернуть его, но о том же просила богов и Персефона. Что делать громовержцу? И он решает, что полгода Адонис будет проводить на земле с Афродитой, а полгода – под землей с Персефоной. Так вот киприоты объясняли смену времен года. Когда Адонис с Афродитой – на земле распускаются все кипрские цветы, природа радуется, а когда он под землей Афродита плачет, на Кипре наступает зима и в это время года идут дожди.

Но вот, что еще интересного я откопала, когда приехала домой.

Персефона – дочь богини плодородия Деметры и Зевса. Однажды Персефона вместе с подругами собирала на лугу цветы. Вдруг разверзлась земля, появился Аид на колеснице и умчал ее в подземное царство. Деметра, покинув Олимп, всюду безуспешно искала дочь. В отчаянии богиня перестала заботиться об урожае: на земле наступил голод, всему живому грозила гибель. Тогда Зевс велел вернуть Персефону матери.
Но прежде, чем исполнить приказ громовержца, Аид дал Персефоне проглотить несколько зерен граната (гранат считался символом брака). Она стала властительницей царства теней и не могла навсегда покинуть своего супруга. Вняв мольбам Деметры, боги решили, что Персефона будет проводить полгода на земле с матерью, а полгода – под землей с Аидом.

Напрашивается вопрос: когда только Персефона находила время общаться со своим мужем?

После посещения купальни нам было предложено искупаться в Коралловом заливе.Кораллов мы там не нашли, но зато видели морских ежей и раков-отшельников. Место очень красивое, море чистое, синее-синее и ужасно соленое.

CPR_0024Вечером того же дня мы пошли в местный ресторанчик, чтобы попробовать рыбное мезе, о котором нам так много говорили. Мезе бывает рыбным и мясным и в целом – это от 10 до 20 блюд, мясных или рыбных деликатесов соответственно. Вначале, как правило подается овощной салат, затем куча всяких закусок из креветок, осьминогов, обязательно овечий сыр и маслины. Потом у нас шли мидии в ракушках, большие жареные креветки и горячие блюда из рыб. Названия рыб плохо запоминаются, но вот одно запоминающееся рыба-меч, хотя по вкусу очень напоминает нашу ставриду, но не такую жирную. В общем и целом – полная обжираловка да еще и под вино. CPR_0025Под конец, местная певица раскрутила нас на русскую “Катюшу”, которую мы исполнили весело и задорно, правда, на 2 куплета больше, чем она от нас ожидала, поскольку дважды порывалась унести от нас микрофон. Подарок ресторана: по стаканчику ликера для дам и коньяк для мужчин еще больше подогрел нас и мы не могли дождаться счета, поскольку торопились на ужин в отель. Правда ужинать там мы не собирались, но вот подаваемые фрукты могли очень нам пригодиться на следующий день…

На следующий день (это была пятница) мы поехали в сердце Кипра – горный массив Троодос, гора Олимп, Киккский монастырь. CPR_0017Вначале мы проехали через местную деревушку и сделали там остановку, чтобы отведать местного вина, желающие могли купить. Нам вино показалось кислым. Природа вокруг быстро менялась: пальм уже не было и в помине, а лишь хвойные: кедры, секвойи, можжевельник, сосны. Зимой в горах с января по март держится снег и даже катаются на лыжах, а потом спускаются минут сорок к морю и купаются. Но гид-то у нас был хоть и местный, но русский, поэтому возможно он и купается, а вот местные киприоты и в июне не охотно купались. CPR_0019В Киккском монастыре находится одна из трех икон, написанных св. Лукой при жизни Девы Марии, но видеть ее никто не видел, поскольку она закрыта расшитым холстом. Возможно для кого-то тема православия ближе, чем языческая, но не мне. Поэтому заранее приношу извинения за отсутствие рассказа о Киккском монастыре, музее и первом президенте страны архиепископе Макариосе III. CPR_0022Все видели: да красиво, чисто, впечатляет, но о различных стилях написания икон и разнице в убранствах священных служителей Кипра и России рассказать не смогу. Разве что о вине Коммандария, которое приготавливают из винограда, выращенного на Троодосе, можно сказать пару слов. Оно играет ту же роль в церковных обрядах, что и наш Кагор. Способ приготовления его следующий: виноград собирают, подвяливают на солнце и отжимают сок, затем его разбавляют виноградным спиртом и закупоривают в бутылки. Т.е. как таковой процесс брожения не запускается. Виноградная водка имеет 45 градусов и называется Зивания – самогон еще тот. Поскольку на Кипре много можжевельника, то поначалу они экспортировали ягоды можжевельника в Англию для английского джина. Классический английский джин делается на пшеничной водке. Ну а вскоре киприоты решили, что сами могут делать джин, поэтому местный джин – это джин на виноградной. Говорят, совсем не хуже аглицкого.
CPR_0027Самая высокая точка Кипра – гора Олимп (около 2000 м) не является местом жительства древнегреческих богов. Они все-таки жили в Греции. А вот назвали так эту вершину просто потому, что древние греки вообще называли любые горы и возвышенности – олимпами.

В субботу мы отправилися на катере половить рыбку. Дурацкая была надо сказать идея, поскольку ничего мы так и не поймали, а укачивало там здорово. Пытались ловить на креветок, отматывая леску аж на 70 метров, на самое дно, а потом движениями “up and down” завлекали рыбу. Некоторым это очень даже не плохо удалось, поскольку удалось выловить аж по два окушка за раз. CPR_0026Пришлось попросить у более удачливых рыболовов хотя бы сфотить чужой улов. Сделав 4-5 остановки в разных местах капитан велел сматывать удочки… Наверно, потому что я больше всех возмущалась, что так ничего и не поймала, мне было предложено вести обратно катер. Да… излишняя эмоциональность иногда наказуема, хотя и совсем не больно, а даже приятно…
Дальше мы побрели в аквариум лично удостовериться, что же мы могли поймать да так и не поймали. Знатоки утверждают, что многообразие представленных рыб было очень даже стоящим, хотя на мой взгляд превышало стоимость входных билетов. А поскольку при входе было написано в правилах крупными буквами: не пить, не снимать, не стучать по стеклам, то чтоб хоть как-то компенсировать дороговизну билетов мы позволили себе нарушить все правила. Для представителей грин писа добавлю лишь, что никто из обитателей подводного мира от этого не пострадал.

Заключительный вечер в Мишином отеле, как потом выяснилось был званым. Впуск был по беджикам, а поскольку я была немеченная, то мы поехали в мой отель и там зашли в таверну. Отведав жареных кальмаров и большой ломоть рыбы-меч (т.к. в мезе подавали много всего, но по чуть-чуть), запив все местным пивом (очень даже не плохим, на мой вкус) мы пошли на берег Средиземного моря, послушать шум разбивающихся волн и постараться наслушаться его до такой степени, чтобы слышать его сквозь городской питерский гул долго, долго и всю оставшуюся жизнь…