День 2: Forest Camp (2687 м) -> Shira camp 1 (3444 м)

Как правило, день начинался одинаково и, примерно, в одно и тоже время – в 6:30. С утра стук в палатку – это ЛУка с вопросом – «Кофе? Чай?» Мы неизменно просили просто горячую воду, он нам наливал 2 кружки и мы, попивая кипяток, медленно начинали просыпаться. Ну как медленно? Уже через 15 минут нам подносили к палатке две миски с горячей водой помыться. Воду также приносили и вечером, перед ужином. Пожалуй, только один день вечером горячей воды мы не дождались – но мы не в обиде. Это была ночь в Кратере, на высоте 5720м, перед восхождением. Там они воду добывают из ледников – других источников воды там нет. Вот такое варварство…

В этих мисочках с водой мы максимум, что делали – это мыли руки. Для зубов мы брали воду из термоса, который нам всегда кипятили для чая-кофе. Для остальных частей тела у нас были влажные салфетки – очень NIK_HAN9066выручили! Вообще без душа и горячей воды 8 дней – это испытание. Ну, ходили мы в походы и на две недели, но это были походы летом, по Ладоге. Купайся – не хочу! А тут – беда… Парадоксально то, что на подъеме еще было терпимо. Вверх шли очень медленно, поэтому и не потели – там главное было не замерзнуть, особенно на высоте. Вроде бы надо и поприседать и попрыгать, чтобы не замерзнуть – но, начиная где-то с 4500 м, даже при минимальной физической нагрузке очень трудно восстановить дыхание. Например, даже простое вылезание из палатки в привычном темпе приводит к тому, что ты начинаешь дышать, как паровоз!!! Вниз же мы шли гораздо быстрее и вот, тогда, когда начали потеть, я уже не знала от кого больше воняет: от нас или от портеров.

Вода… Суточная норма – 3 литра, не считая супов и чаев. С водой мы справлялись таким образом. Перед восхождением, Ага завес нас в магазин, где мы купили по две полуторалитровой бутылки воды на рот. Интересно, что эти бутылки были отмечены на Longorosi Gate, как мусор, который надо будет вернуть при спуске. Воду из бутылок мы перелили в заплечные мешки сколько влезло, а остальное отдали портерам. Как только бутылки опустошались, мы их отдавали Луке. Как правило, это происходило вечером. Мы получали от портеров наши вещи уже в лагере, переливали остатки воды из бутылок в мешки и Лука наполнял их отфильтрованной водой. Фильтруют они ее от мусора. Потом мы кидали в них еще по паре таблеток от бактерий, взбалтывали и оставляли в палатке до утра. Потом заливали эту гремучую смесь в мешки, дополнительно еще кидали электролитные таблетки, а сами бутылки упаковывали с остальными вещами и отдавали портерам. Воду для кухни, помывки, портеры приносили из ручьев, стекающих сверху, поблизости от лагеря. Сами они пили воду, даже не фильтруя. Что ж? Мы бы тоже так делали, если бы были у себя дома. Мешки с водой очень пригодились. Пить надо было постоянно, и поэтому из мешков пить было очень удобно, без дополнительных остановок, усилий на доставание-открывание бутылки. Просто сунул в рот трубку и отхлебнул. На Западный Пролом и само восхождение Ага советовал нам взять воду в наших контейнерных бутылках, поскольку он предупреждал, что вода в трубке будет постоянно замерзать. Однако на Западном Проломе проблем с водой не было. В Кратере же, проснувшись в 5 утра, обнаружили, что вода в трубках и во всех бутылках, включая наши замерзла. Пить было невозможно. И это при том, что все находилось в течение ночи внутри палатки. Мы отдали мешки и бутылки Луке, чтобы он на кухне все отогрел, или хотя бы добавил кипятку. И уже через полчаса он принес нам наши мешки с почти оттаявшей водой, но вода в трубках все еще стояла льдом. Тут нам пригодились специальные обогреватели для рук и ног, которыми мы обернули трубки и, через какое-то время мы уже могли пить воду через трубки.  Потом, уже при восхождении, мы применяли следующий совет Аги: после того, как сделал глоток, нужно сделать выдох в трубку, чтобы выгнать оттуда воду. Таким образом, пустая трубка уже не замерзала. А даже если она и не замерзала, то я заметила, что оставшаяся вода в трубке быстро охлаждалась, и к тому моменту, когда надо делать следующий глоток, первая порция холоднющей воды ломила зубы, и только потом шла тепленькая. Что очень важно, когда вокруг снег и мороз…

Ну, так вот я и говорю. В общей сложности мы шли в этот день 8 часов, достигнув высоты 3778 м, а спать спустились на 3444 м. Шли то вверх, то вниз. Это одно из главных правил, которое пытаются соблюдать гиды при прокладывании маршрутов: ходи высоко – спи низко.

Этот день был, пожалуй, одним из самых сложных дней. Может, потому что он был первым на такой высоте. Местами подъем был очень крутой,

но погода была хорошая, теплая. Шли в толстовках. Поднимались медленно. Первая нога шла вверх на ступеньку, потом рывок и вторая нога догоняла первую. Потом все повторялось опять. И раз и два, и раз и два…. И рааааз и дваааа…. При одном таком рывке мое сердце бросилось куда-то вниз, потом сжалось, но отпустило. «Вот оно… началось», – подумала я. После ланча мы еще прошли часа 3 с лишним, но уже не по такой крутизне и без каких-либо симптомов и осложнений. Но к вечеру головы начали болеть. Мы приняли по таблетке Адвила и по полтаблетки Diamox, чтобы держать горняшку под контролем.  В этот вечер, на стоянке мы увидели пик Кибо (Uluru – «свобода» его стали называть после 1961 года, когда Танганьика отделилась от Великой Британии) – нашу цель.  Как же он был далеко! В это невозможно было поверить, что мы там будем! Ну а пока впереди ночь, надо чистить зубы и ложиться спать. У меня и до похода-то сон был расстроен, и я частенько принимала снотворное. Поэтому я взяла таблетки с собой, поскольку, знала, что тут появляются проблемы со сном и у тех, у кого их не было.  А я, если бы нормально не спала, то вряд ли бы функционировала на следующий день. Только ночь перед восхождением я не стала принимать снотворное. А то думала, если усну, то нафиг и не проснусь или Мишу прокараулю. Вообще, в течение дня ты находишься под чутким присмотром гида, а вот ночью, если что случиться, то только надежда друг на друга.

Из Википедии:

Республика Танганьика — государство на территории бывшего британского мандата Танганьика (мандат), существовавшее с 1961 по 1964 год между Индийским океаном и наибольшими из африканских Великих озёр: озером Виктория, озером Малави и озером Танганьика, и названное в честь последнего. В 1885—1919 часть колонии Германская Восточная Африка, ныне материковая часть Танзании.

9 декабря 1961 года Танганьика стала независимым государством как Королевство Содружества.

9 декабря 1962 года провозглашена Республика Танганьика в составе Содружества Наций.

26 апреля 1964 года Республика Танганьика и Народная Республика Занзибара и Пембы образовали Объединённую Республику Танганьики и Занзибара, переименованную 29 октября 1964 в Объединённую Республику Танзания.