Поход по реке Алоля

Сборы и отъезд на сей раз не заняли много времени, т.к. времени собраться не было абсолютно, поэтому все прошло на одном дыхании.

IMG_0001Поехало нас 9 человек, из них двое ребят: Ванек и Машин брат из Приозерска и шли 4 байдарками.   Добирались до вокзала на 4 машинах и по дороге стали выяснять, куда же мы едем. Несмотря на якобы тщательное изучение маршрута все помнили только название реки Алоля, да и то, что она протекает по Псковской области, а станцию назначения и как оттуда добраться до реки все помнили только отдельные буквы. Так что на удивленный вопрос прохожих “Куда же вы едете, ребята, с такими рюкзаками?” все не менее удивленно пожимали плечами и говорили, что об этом знает только один человек из нашей команды. Таким образом, с этого момента мы переложили всю ответственность за наши животы (в буквальном и переносном смысле этого слова) – на Серегу. Итак, погрузившись в поезд СПб – Киев, мы отчалили в 22.00 с Витебского вокзала. В 4.00 мы, как выяснилось, должны были прибыть и прибыли в Сущево. Ночь прошла премило, если не считать, что особенно жаждущие романтики, не стали брать постельное белье у проводницы, а без него (как выяснилось) нельзя брать матрацы, спали на голых полках. Ну а более предусмотрительные путешественники спальники паковали сверху рюкзаков, поэтому без труда смогли их достать и получить более комфотные условия для спанья. Выгрузившись из поезда, было выяснено, что до отправления автобуса на Бардово, ждать надо порядочно времени, и мы успели доспать то, что недоспали в поезде. Правда, сначала к нам ринулись предприимчивые таксисты, предлагающие свои услуги по доставке нас к месту назначения, но, увидев наш багаж, почесывая в затылке, говорили, что нам нужен грузовик. Надо сказать, что первоначально наш маршрут состоял в том, что надо было автобусом добраться до Бардово, а уже оттуда по реке, до уже не помню какой станции, откуда и собирались уезжать на Питер. Что ж, когда мы увидели, ЧТО за автобус был на Бардово и сколько жаждущих было уехать, мы с грустью поняли, что на этой живопырке нам не уехать. Мужики отправились по Сущево искать транспорт. В итоге был куплен автобус (та же живопырка, но на нас девятерых с багажом) и мы счастливые отправились дальше. По дороге маршрут плавно изменился, и было решено выгрузиться, не доезжая Бардово, в некоем поселке Кудеверь. IMG_0002На сборы байдарок и пакование времени ушло часа 2-3, после чего мы стартанули.

Вначале маршрут пролегал вдоль деревень, и особых преград не было. Разве что спутя минут 20 мы обнаружили, что забыли ведро с шашлыками на берегу, которое Серега заботливо спрятал в тень от электрческого столба… Пришлось Сереге и выгребать к шашлыку против течения, а мы провели это время, гадая: успели или нет приватизировать наш шашлык местные жители? Но, до нашего шашлыка никому дела не было и мы двинулись дальше. Все были наполнены оптимизмом, и решено было пройти до Бардовского озера сегодня же (это озеро было вторым по счету, лежащим на нашем маршруте). Выйдя за пределы сельских построек, мы наткнулись на … вообщем, было все: завалы, обносы, порожки… Путешествие порой напоминало компьютерную игру с прохождением уровней. Больше всего оно походило на гонки, типа Формулы-1, но еще и добавлялись как естественные препятствия, типа близко лежащие к поверхности воды бревна, на которые может сесть байдарка и переломиться, если быстро не соскочишь, подводные острые камни и торчащие суки, лежащие в противоположном направлении течению реки, которые очень опасны для нежной шкуры байдарки, так и искусственно созданные заторы, ну это когда впереди идущая байдарка не вписалась в поворот или не попала между двумя близко лежащими в воде бревнами. Не знаю, как выбирал маршрут Серега, но вскоре появилось подозрение, что по количеству поворотов, которые делает река, и принцип его был: чем больше, тем лучше. Повороты были аж на 180 градусов, а порой мы могли видеть одну байдарку слева, а другую чуть дальше по течению, но уже справа. На протяжении всей этой “игры” можно было пользоваться бесплатной помощью, которую предоставлял Адмирал. Серега героически расчищал топором путь, лавировал между нашими байдарками, как скорая помощь на дорогах, подсказывая, как пройти то или другое трудное место (читай “уровень”). Смеркалось…Мы остановились перед каскадом нескольких небольших порогов, “заботливо” перегороженных поваленным лесом в самых трудных местах.

Берега были высокими, обносить байдарки мужикам не хотелось, и Серега решил пройти трассу и посмотреть, что там ниже. Его долго не было… Как потом выяснилось, он не смог пролезть под низколежащим деревом, повис на нем, байдарку развернуло, и вода полилась через борт. Пришлось ему по пояс искупаться. Короче мы стали догадываться, что даже до первого озера нам сегодня не добраться. Как раз, где перевернулся Серега, было совершенно изумительное место. Не знаем, что там было много лет назад, но представляло оно из себя нарытые холмы, покрытые зеленой молодой травкой и разрушенные каменные стены. IMG_0004То ли это был в прошлом монастырь, и там были раскопки, то ли еще что, но место нам всем очень понравилось. Цветов было много, причем разных цветов и белого, и желтого, и синего.Целые полянки стояли и радовались солнышку, а мы пытались радоваться им, насколько могли. Байдарки были вынесены на берег, поскольку ТЕ пороги нам было не пройти, и впереди нас ждал ужин на костре и первая ночь в палатке… На утро, а было это 1 мая – праздничный день, были надуты воздушные шарики, но какие-то непрочные они попались, поэтому лопнули, успев нас порадовать только процессом надувания. В путь мы отправились в 12 часов и уже к 6 часам вечера вышли к первому озеру с победными криками: “Ура!”, поскольку Адмирал уже где-то с 15 часов начал говорить, что озеро будет минут через 30. IMG_0006Надо сказать, что река в этот день была спокойная, только Серега растянул правую руку, работая в основном лесорубом. Разбили лагерь и стали готовиться к ужину. После приема порции шашлыка и горячительных напитков был салют.

IMG_0007Было взято 2 ружья, из которых и запускали все по очереди салют красного и зеленого цвета. А заключительный залп был дан из двух ружей одновременно. Потом трудно было успокоиться и сразу пойти спать, поэтому посиделки у костра продолжились пением песен до 3 часов ночи. Репертуар у нас был самый разнообразный и несмотря на то, что большинство ребят мы видели первый раз в жизни, общие песни находились быстро и легко. Проснувшись, было решено, что раз уж мы все равно вышли из графика и за нами никто не гонится, то и останемся мы тут еще на день, а потом потихоньку доберемся до Бардово, а оттуда уже известным маршрутом до Сущево и на Питер. Ну а продолжение маршрута от Бардово и далее отложим до следующего года. На том и порешили… Был свободный день, кто читал, кто ловил рыбу, кто отсыпался, а кто и охотился. Серега с малым Женей и Машей пошли на уток. Через некоторое время раздался выстрел, за ним другой… А потом и появились сами охотники. Добычей был селезень. Для тех, кто ни разу не был на охоте и не стрелял – это было, по меньшей мере, удивительно.

После фотографирования желающих с ружьем и добычей, пошли прения: что с ним делать: варить? жарить? если да, то как? В итоге был сварен рассольник на утином бульоне. От потребления дичи кайф испытал все тот же Серега, поскольку зубы некоторых едоков были не приспособлены к потреблению столь жесткого мяса. Я бы могла рекомендовать к потреблению утиные потрошка, как то желудок, печень, по крайней мере, разжевать можно. Ближе к вечеру к нашей стоянке подошли ребята на двух резиновых лодках, которые вышли из Кудевери в 9 часов утра и направлялись в Бардово, где их ждала баня к 9 часам вечера. Наш путь за два дня они прошли за 9 часов, но это была только треть. Узнав, что они шли по расчищенной реке, и впереди их ждет столько же в два раза больше километров, но неизвестно чего, они приуныли, поскольку ни палаток, ни еды, ни топора (только пила) они с собой не взяли. Мы получили приглашение в гости в Бардово, сказав, что найти их там легко, поскольку “таких придурков там все знают”… На закате народ отправился на охоту. На сей раз, целью были вальдшнепы. Со слов Миши, они с Ваньком были поставлены на поле, и Серега указал на звук, с которым летит эта пичуга, после которого стрелок должен быть готов попадать в цель. Звук этот Миша тут же благополучно забыл, а что касается нас, ждущих охотников у костра, мы услыхали на сей раз выстрелов 5-6… и все это время занимались тем, что перетряхивали вещи из палаток, поскольку Маша нашла в своей двух клещей. Женская половина путешественников была очень напугана “внезапным” появлением этих насекомых в месте нашего пристанища. Хотя, что тут удивительного? Коты – в марте, клещи – в мае… Но когда я, после беглого осмотра палатки обнаружила эту тварь на стенке, я впервые и единственный раз пожалела, что пошла в это путешествие. Руки мои задрожали, надев резиновые перчатки, я попыталась снять его со стенки палатки, но он выскользнул и упал (о, ужас!) куда-то. Путем быстрого расчета траектории падения этого гада, я вытащила из палатки кусок спальника и в полусмраке (о, радость!) нашла его там, где и рассчитывала увидеть. После чего паразит был сожжен на костре. После заката солнца добытчики вернулись без пуха и пера, чего, собственно говоря, им и желалось, когда они отправлялись на охоту. Мясо у них явно не мягче, да к тому же очень мало. Поутру, проснувшись, проверили сети, которые были поставлены с вечера, и еще раз удостоверлись в неудачной рыбной ловле. То ли сетку взяли с крупной ячейкой, то ли у рыбы голова не пролезла в нее, то ли ее вообще нет в этом озере…. С замиранием сердца мы тронулись в путь, надеясь, что если и будут попадаться трудные участки, то их-то уж для нас расчистили “придурки” из Бардово, как они себя сами назвали. Но к нашей радости дорога была чиста и нам оставалось только вписываться в повороты и получать от этого удовольствие.

Немало  удовольствия было получено от аттракциона full-pipe – положенная  горизонтально водонапорная башня с протекающей внутри нее  водой. Надо было: во-первых, вписаться в диаметр трубы,  во- вторых, не цеплять стенки трубы веслами, т.е. успеть развернуть  их вдоль байдарки при быстром-то течении, в-третьих, выйдя из  трубы на приличной скорости не сесть на высоко торчащее бревно, расположенное слева. Первая байдарка проскочила все препятствия, не заметив их, а вторая,  погромыхав веслами в трубе, с радостными лицами выскочила из  трубы и села на это бревно. Сели они прилично и мы начали  волноваться, что, несмотря на то, что вес у байдарки был небольшой  (на ней были две девушки: Маша и Саша) байдарка была на изломе.  После непродолжительного упирания веслами в дно им удалось  таки справиться и с этим препятствием…

Не дойдя метров 800 до второго озера, решили сделать стоянку. Серега выбрал вполне подходящее место: в лесу и подальше от сельских жителей. Ночь прошла без приключений. Утром быстро пройдя по реке через поля подошли к Бардовскому озеру… Ветер был сильный с утра, но тут, казалось, что он гулял со всей своей мощью. Подкрепились, одели доспехи, типа непромокашек и в путь… Задача была перебраться на противоположный берег и где-то там найти речушку, по которой мы бы добрались совсем близко к шоссе, где ходят автобусы, дабы не таскать тяжести понапрасну… Мелкими перебежками, прячась за внутриозерные островки, добрались до противоположного берега озера и благодаря точному расчету Адмирала, тут же нашли реку, по которой надо двигаться, правда она втекала в озеро… Двигаясь уже медленнее, поскольку идти, пришлось против течения, мы наткнулись на местного рыбака, который оповестил нас, что впереди плотина, и мы все равно выше не поднимемся… На берег были высажены разведчики, которые и выяснили, что нам выше и не надо и вполне можно разбирать байдарки уже тут. День стоял чудесный, солнце пекло, как летом. Байдарки были высушены, упакованы вещи и группа товарищей направилось по деревне в поисках на предмет полакомиться молоком. Вскоре была распита 3-литровая банка свежего и настоящего молока по фантастической цене 4 рэ за литр и зародилась мысль, а может быть еще по стаканчику? Для этого из общего пайка была выделена буханка хлеба и пакет недоеденных сушек, в качестве гуманитарной помощи, и нам отдали все оставшееся остатки (еще 3 литра). Так между делом пришло время встречать рейсовый автобус, который оказался все той же живопыркой, но тут-то мы уже влезли, поскольку из самого Бардово желающих ехать было меньше. Дорога была занятной, казалось, что “шоссе” шло параллельно реке, такое же кривое…Прибыв на уже знакомую станцию Сущево, мы к своему ужасу узнали, что на поезд Великие Луки-СПб билетов нет. А поезд в этот день был единственный, поезда других маршрутов ожидались только 8 мая. Нет, конечно, там был фирменный поезд Минск-Пяцярбург, но на те деньги, которые у нас были отложены на обратную дорогу, мы смогли бы уехать в половинном составе, а это не устраивало никого, разве что саму ЖД. Короче говоря, приуныв, и пожалев о гуманитарной помощи, оставленной бедной Буренке в Бардово, мы расположились в уже до боли знакомом зале ожидания в дыре по имени Сущево. Зародилась мысль, что сможет помочь с билетами начальник станции, у которого Серега брал кипяточку, чтобы сделать нам чай, когда мы были на этой станции первый раз, и более того, параллельно починил автоматизированную систему сопровождения поездов(!), заметив, что кто-то случайно вырвал с мясом кабель от модема. Новости от начальника были утешительные, но не очень: с билетами никак, но вот можно попроситься в багажное отделение, только вот где он будет прицеплен, этот багажный вагон: в начале поезда или в конце? При стоянке в 4 минуты мы при всем своем желании не смогли бы с нашими рюкзаками, пробежаться от начала поезда до его конца. Кассирша заявила, что записывать (только записывать!) желающих уехать она начнет в 20.00, т.е. только через час. Но, когда пробило 20.00, она изменила правила игры и сказала, что это событие она переносит на 22.00. Взбунтовавшись, очередь решила сделать самозапись, после чего желающие до Питера благополучно разбрелись по так уже всем надоевшему Сущеву. И вот 22.00 – кассирша сказала, что ей дали 15 билетов, мы записывались, начиная с 8-го, т.о. нам не хватало одного билета, но это уже была ерунда, т.к. один рюкзак от еды освободился и в случае необходимости одного ребенка можно было упаковать туда. Но ко всеобщей радости, особенно моей, т.к. я немало, но надеюсь не всю, попортила кровь Сереге, своими переживаниями по поводу отъезда, – нам дали ВСЕ 9 билетов! Поезд подошел с небольшой задержкой, и стоянка была сокращена до 2 минут, задача была трудная: успеть пропустить других пассажиров, залезть самим и погрузить рюкзаки. Если еще учесть, что пришлось стучаться и ждать, когда откроет проводница дверь, то для нас стоянка была меньше 2 минут. На стук вышла удивленная проводница и спросила: “Это все ко мне?”, хорошо, что было темно, и она не сразу увидела наш багаж, а только толпу людей, пожалуй, в противном случае она бы нам и вовсе не открыла вагон. Как потом выяснилось, чем действительно помог нам начальник станции, так это тем, что не отправлял поезд до тех пор, пока мы не погрузились.

Ну, на этом, пожалуй, можно и закончить рассказ о нашем путешествии по реке Алоля, так удачно закончившимся и самое главное вовремя…